(8 февраля 2021) Чеченский народ с древних времён славится своими традициями и обычаями, которые испокон веков формировались, складывая и порождая национальную культуру.
В их основу легла нравственная народная мудрость и духовное богатство этноса, вырабатывающее национальный идеал.
Традиции и обычаи у чеченцев играют основную роль в формировании воспитательных особенностей молодого поколения. На смену старому поколению приходит новое, дополняя и наследуя его приобретения, которые в последствии развивают культуру и традиции своего народа.
Интерес к изучению современной чеченской семьи, ее этнических особенностей связан с преобразованием процессов, произошедших во всех брачно-семейных отраслях, оказывающих влияние на содержание семейных ценностей.
Ведущий научный сотрудник отдела этнологии Академии наук ЧР Залпа Берсанова рассказала корреспонденту ИА «Чечня Сегодня», в чем характеризуется проблема формирования традиционной семьи и брака в современных условиях развития общества.
— Чеченский народ славится традиционными устоями жизни. Какую роль отводят семье в нашем народе?
В традиционном обществе, естественно, единственным местом воспитания ребенка была семья. Ныне эту участь делят со школами, детскими садами и с другими учреждениями. В традиционном обществе только семья занималась воспитанием детей, и поэтому они понимали насколько это ответственно. Потому что ребенок, когда вырастет, будет представлять свою семью, родственников. По тому, как он соблюдает «г1илкх», «оьздангалла», кодекс чести вайнахов, насколько предан и верен духовным ценностям своего народа, будут судить и о родителях этого ребенка, когда он уже подрастет, социализируется и станет полноценным членом общества. Поэтому необходимо с малых лет ребенку прививать такие качества, обладая которыми ребенок не посрамил бы ни свой род, ни свою фамилию, ни своих родителей. С определенного возраста к воспитанию девочек и мальчиков был персональный подход. Если девочек приучали к домашним делам: готовка, уборка, стирка и т.д., то мальчик в основном делал работу по хозяйству: ухаживал за скотиной, косил сено. Вот эта дифференциация начиналась примерно с 10 лет.
— Роль мужчины и женщины в чеченской семье. В чем главные особенности и отличия?
Эти роли тоже дифференцированы, потому что на мужчине лежала основная ответственность. Он отвечал за достаток семьи, за честь этой семьи, рода. Допустим, если кто-то из членов его семьи подвергался опасности или наоборот кто-то из его семьи подвергал других опасности, то глава семьи отвечал за своего ребенка. Конечно, он так же большую роль играл в мероприятиях, на которых собиралась вся община и решались важнейшие вопросы, касающиеся общества, села и тейпа.
Женщина в подобных мероприятиях, разумеется, не участвовала, потому что было запрещено участвовать в тех мероприятиях, где присутствуют мужчины. Уделом женщины были чисто семейные дела, быт, чтобы дома было чисто, дети были опрятные, принятие гостей и т.д. Такая ответственность лежала на женщине. Если иметь ввиду роль мужа и жены, то роль жены заключалась в том, что она была посредником между детьми и их отцом, потому что не все вопросы дети могли обсуждать напрямую с отцом. Например, вопрос, касающийся их женитьбы или замужества, поэтому они обращались к отцу через мать. Есть такое выражение у нас «ойхьазло», т.е. мать более «ойхьаз», к ней можно обращаться по многим вопросам, чего не допускается в общении с отцом. Мать уже могла донести до отца, потому что в любом случае конечное слово оставалось за отцом.
— Что можно сказать об особенностях воспитания детей в нашем обществе?
Особенности менталитета народа сказываются и на особенности воспитания, потому что родители воспитывают своих детей в таком направлении, прививают те качества, которые необходимы именно в данном социуме. Если говорить о традиционном обществе, т.е. как у нас было принято с древних времен, то наш народ находился, к сожалению, в таком состоянии, что периодически приходилось отражать набеги кочевников, поэтому защитить общество могли только юноши. Соответственно, мальчикам с детства прививали такие качества, как храбрость, смелость, мужественность, и воспитание было направлено на это. Прочитав «Долгие ночи» чеченского классика Абузара Айдамирова, можно выделить речь о таких специальных лагерях, куда отправляли молодежь, где их учили выживать в самых суровых условиях, буквально в спартанских условиях. Это говорит о том, что их готовили к военной жизни, потому что раньше происходили периодические набеги кочевников и военные стычки. Чтобы защитить свою Родину, юноша должен был обладать такими качествами, как выносливость, твердость духа, верность слову, мужество, храбрость. В традиционном обществе эти качества воспитывались в семье, а некоторые отдавали своих детей на воспитание в специальные школы и лагеря. Для того, чтобы не приходилось краснеть за своего сына, отец учил его быть терпеливым, потому что нервничать, срываться на ком-то, кричать, топать ногами, т.е. проявлять свои эмоции – это не соответствовало менталитету чеченского парня. Что касается девочек, их воспитывали скромности, учили быть застенчивыми, нежными, чуткими, чтобы хорошо относились к родителям, были внимательны к дедушке и бабушке. Как известно, девочке до определенного возраста позволялось играть с детьми на улице, но когда она уже достигала возраста невесты, то в таких играх она уже не участвовала, она должна была сидеть дома и заниматься домашними делами. Даже если девушку приглашали на свадьбу, то она сама не имела право туда идти, только в сопровождении родственников. Девушкам прививались такие качества, как скромность, целомудрие, умение быть сдержанной, немногословной.
— В традиционной семье девочек и мальчиков воспитывали в строгом соответствии с их будущими семейными ролями: из девочек растили хороших хозяек, из мальчиков – отважных защитников. Изменилась ли в современном чеченском обществе модель воспитания или нет?
Естественно, время вносит свои коррективы и модель воспитания тоже подверглась изменениям. Почему? Потому что, если, как я уже говорила в начале, в традиционном чеченском обществе девочку воспитывала только семья: родители, бабушка, дедушка. То начиная с советских времён воспитание уже вышло за пределы семьи. Девочка уже и в школе начала учиться и работать. Поэтому, конечно, изменилась. Она в кругу семьи должна себя вести, но и в обществе, на работе, среди своих сверстников, на занятиях и т.д. Конечно, когда она дома получает чисто традиционное воспитание и выходя за пределы дома возникают какие-то другие вопросы, то с течением времени эти вопросы самостоятельно в семье родители решали. Например, в период моей молодости, в школах бывали разные мероприятия помимо занятий: комсомольское собрание, какой-то вечер, чаепитие, походы и т.д. Имеет ли девушка право участвовать в таких мероприятиях?! Как это предусмотрено нашими традиционными ценностями? Конечно, в нас это не было заложено. Общие ценности прививались, но без учета того, что девушка может куда-то отправиться, в поход, на вечеринку, где и парни могут быть. Поэтому чаще всего родители были в растерянности и не знали, как в таких случаях поступить, т.е. ребёнок учиться, чтобы он хорошо закончил школу, поступил в ВУЗ, не участие в таких мероприятиях могло повлечь снижение оценки по поведению. Поэтому данный вопрос в каждой семье вызывал затруднение и этот вопрос в каждой семье решался индивидуально. Где-то разрешали родители участие в комсомольском собрании, но на вечеринку не пускали, т.е. на вечер посвящённый, например, Новому году, Дню 8 марта и т.д. В каких-то семьях не пускали вообще ни на какие мероприятия, кроме школьных занятий. А какие-то пускали и на вечера, и на общественные мероприятия. Таких общих правил и принципов не было. Что касается сегодняшнего дня, то за последние 20 лет в мире всё резко изменилось. Например, вследствие воин, девушки, которые традиционно жили только в своей собственной семье до замужества, а выйдя замуж девушка оказывалась в доме мужа, теперь уже наши девушки учатся и в других городах, многие уехали и за границу, и не все там живут с родителями. Всё очень изменилось. Но здесь есть одна очень важная деталь, что как бы не изменились условия, но основная база, базовые принципы на которых воспитывается молодежь, особенно девушка, сохранились. Это опять же скромность, целомудрие, скромность поведения, что она в своём поведении не допустит ничего такого, за что бы пришлось краснеть её родителям. Вот эти принципы, где бы дочь не находилась, она должна соблюдать. Условия, конечно, разные, но принципы, нормы поведения, ценности, остались в первозданном виде, т.е. в том виде, в котором они складывались в традиционном чеченском обществе.
— Свадьба, как и у других народов нашей страны, считается у чеченцев одним из важных торжеств жизни. Как вы думаете, чеченцы смогли сохранить традицию свадьбы? Насколько эта добрая традиция, на ваш взгляд, изменилась за последнее время?
Свадьба, конечно, очень сильно изменилась, изменилось само проведение свадьбы. Это видно невооружённым глазом, т.е. вместо лошадей появились машины. В традициях и обычаях, которые соблюдались нашими предками, изначально был заложен какой-то смысл, они складывались веками. То, что утрачивало смысл – отсеивалось временем или условиями, а оставшиеся дошли до наших дней. Именно эти моменты и принципы в последнее время почему-то отклоняются, забываются, не соблюдаются. Для примера можно взять свадебный кортеж, вывод невесты из дома. По нашей традиции, когда девушку выводили из дома, то женщина стояла возле двери и не выпускала невесту, пока тот, кто за ней приехал не заплатит определённую сумму денег. Это такие игровые моменты. Не знаю, было такое или нет, когда едет свадебный кортеж, дорогу преграждали дети. Во всяком случае, до чеченских войн, этот обряд существовал, машины останавливалась, давали детям деньги и кортеж ехал дальше. Сейчас это приобрело такие уродливые формы, настолько, что этот красивый обряд со стороны выглядит нелицеприятно, потому что нынешние дети залетают в эти машины, выпрашивают деньги, ведут себя дико и не дают дальше вести невесту. Т.е. традиции и обычаи современные люди должны были сделать более краше, красивее, интереснее, но они превратились вот в такое уродливое зрелище. Проблема в том, что детей не воспитывают, им не рассказывают, что когда-то существовали обычаи и традиции. Что касается самого проведения свадьбы, раньше в любой момент в дома могли ворваться НКВДэшники, обвинять и забирать людей, т.е. время было страшное, но тем не менее постоянно проводились свадьбы, вечеринки, народ искал момент, чтобы повеселиться. Свадьба изначально была рассчитана на то, чтобы люди повеселились. На свадьбах очень скромно накрывали столы, потому что не стол был центром свадьбы, а веселье и танцы, знакомства парней с девушками. На сегодняшний день свадьба превратилась в показательное мероприятие, где люди соревнуются у кого пышнее столы, дороже наряды. Смысл, заложенный в свадебный обряд, постепенно утрачивает свою значимость и это огорчает.
— Что, на ваш взгляд, является основным признаком кризиса семейных взаимоотношений на современном этапе развитии общества?
Кризис изначально начинается с дома, девушку воспитывают не так, и парня воспитывают не так. Единственное, что усваивает для себя парень – это то, что можно иметь четырех жен. При этом он не знает, что по исламским канонам должен очень ответственно относиться к этому вопросу, ибо он не имеет права кого-то из них выделять, должен одинаково к ним относиться, одинаково одевать, обувать, уделять внимание, содержать и т.д. На самом деле, всё намного сложнее и кто отваживается на такой шаг – берёт на себя большую ответственность, но, к сожалению, не все дают этому отчёт. Второе, многие не готовы к тому, что он создаёт ячейку общества, что дальше будут дети, их надо воспитать, дать образование, настаивать на правильный путь, научить их тем качествам, которыми должен обладать чеченец, мусульманин. Что касается девушки, то сегодня её воспитывают не только родители, но и весь мир, потому что у неё есть доступ в интернет. В интернете есть вещи, которые она не должна видеть и знать. Она должна иметь такой твердый стержень, чтобы отторгать то, что ей неприемлемо. Если родители не воспитывают в ней этот стержень, то она, как губка, впитывает то, что несут эти социальные сети. Наряду с этим, ещё тревожит тот факт, что изменилась семейная иерархия, т.е. изменились роли в семье. Сегодня, из-за безработицы, многие мужчины не имеют заработка. Эту роль взяли на себя женщины, прежде такого не было. В таких условиях женщина, являясь добытчиком, автоматически берет на себя роль главы семьи. Но, умная и мудрая женщина, даже если она глава семьи, детям будет внушать что отец является их авторитетом, а не выпячивать свою роль. Тогда дети будут слушаться и отца, и мать.
— Каковы, по-вашему, основные факторы укрепления семейных уз?
Во-первых, если начинать с глобальных моментов, то наши мужчины должны быть обеспечены работой, это очень важно. И тогда каждый в семье будет играть свою роль: отец глава семейства, добытчик, жена подчиняется ему, дети подчиняются отцу. Тогда всё станет на свои места. Во-вторых, родители должны иметь на руках литературы. Раньше вместо этих учебников были наставления стариков, а сейчас в основном молодые семьи живут отдельно, они оторваны от предыдущего поколения и им негде спрашивать совета, не у кого учиться как воспитывать детей. Так же современному обществу нужны телепередачи и художественные фильмы, потому что лучше всего продукция потребляется обывателем, чтобы они видели пример как правильно воспитывать детей. Пособия, книги должны быть в каждой семье. Их надо правильно разработать, чтобы комиссия, министерство культуры и образования рассмотрели и одобрили. Я могу посоветовать труды Адама Абдулкадырова, человека очень далекого от гуманитарных наук, но который много лет этим занимался и создал полезный труд, где есть и мусульманские правила воспитания, традиционные чеченские и европейские. Там по полочкам разложено как правильно воспитывать детей. Вот такая книга должна быть в каждой семье, потому что часто у матерей возникает вопрос как поступить с ребёнком в той или иной ситуации, а тут открыла, прочитала и она будет знать, как поступать правильно. Потому что это апробированный опыт старших поколений.
— Как современное общество повлияло на сохранение традиций и обычаев? И можно ли утверждать, что в скором времени наши традиции и обычаи сильно видоизменятся?
Они уже видоизменились. Как я уже говорила, они потеряли свой смысл и содержание, осталась только форма, и эту форму надо углублять содержанием. Но у нас почему-то именно форму более развивают, а содержание более опустошается. Эта очень нехорошая тенденция. К сожалению, я сталкиваюсь с мнением более авторитетных людей, которые говорят, что не надо за эти традиции цепляться, они и так уйдут. Я с этим не согласна. Сегодня настал момент истины, именно тот момент, когда мы буквально всем обществом должны восстать и взяться за эту работу, чтобы сохранить наши традиции, которые несут в себе положительный заряд. Иначе мы, как народ, как этнос растворимся, мы станем непонятно кем. Тем более эти западные ценности, которые так привлекательны и которые так легко усваиваются нашим молодым поколением, несут в себе больше отрицательных моментов, чем положительных, приводят к деградации общества и духовной безнравственности.