(14 мая 2020) Основоположник чеченской литературы Саид Бадуев стоял у истоков создания чеченского национального театра, а первым народным артистом Чечено-Ингушетии был его брат, Мовжди Бадуев, отдавший всю свою жизнь сцене.
Дочь Мовжди Раиса пошла по стопам родителей: посвятила себя театру, который так любили ее родители.
Раиса Гичаева (в девичестве Исаева) родилась 7 ноября 1939 года в городе Грозном в сумрачные для всей страны годы. Беды тех лет не обошли стороной семью актеров, НКВД забрали мужчин их рода, и холодный февраль 1944 года для семьи Бадуевых не стал исключением: они разделили безрадостную участь своего народа, который безжалостно и насильственно отправили в далекие края Средней Азии и Казахстана. Раисе в то время было всего четыре года.
В самом начале 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была восстановлена Чечено-Игушская АССР, все чеченцы и ингуши стали спешно готовиться к отъезду домой. Вернулись и актерские семьи. Родители Раисы Гичаевой вернулись в родной драматический театр.
Повзрослевшая к этому времени Раиса проработала в ансамбле под руководством художественного руководителя Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца Александра Халебского два месяца и двадцать дней. Однако за это время Раиса Гичаева, тогда еще Исаева, успела записать целый ряд чеченских песен на республиканском радио. Это, прежде всего, первый чеченский вальс «Зезаг ду бацалахь лепаш», потом были не менее известные песни: «Къена маре», «Итт минот» и песня Бэлы из одноименного спектакля Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Но карьере певицы не суждено было сложиться, так как в то время в Чечено-Ингушетии комплектовали группу молодых людей коренной национальности для обучения актерскому мастерству и Раиса, в составе чеченской театральной студии, уехала в северную столицу, в прославленный Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Александра Островского.
Пять лет безоблачной студенческой жизни пролетели незаметно. Театральная студия, которая состояла из ярких дарований (многие из них впоследствии стали корифеями чеченской сцены), вернулась в республику со своим дипломным спектаклем «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Вильяма Шекспира. В этом спектакле Раиса Гичаева играла роль кормилицы. Играла талантливо и неординарно. Затем было очень много других спектаклей, где Раиса играла характерные роли, вкладывая частичку своей творческой души. Однако громкий успех и всеобщее признание пришли к ней в начале семидесятых годов прошлого столетия, когда Раиса приступила к работе над образами матерей, хотя по возрасту она была еще совсем молодой женщиной.
Одна из самых ярких работ – роль знахарки Маймы в комедии Хамидова «Бож-Али». В народе Раису Гичаеву с тех пор называют не иначе, как Майма, настолько органично ее слияние с образом. Роли Матерей, открывшие зрителям трагедийный характер дарования актрисы, занимают особое место в ее творчестве. Все они пронизаны человеческой добротой, душевной теплотой, мудростью и внутренней силой. Эти образы были с успехом воплощены в спектаклях Хакишева «Песни вайнахов», «Земля отцов», удостоенных почетного звания лауреатов Государственных премий Чеченской Республики и Российской Федерации. Эти спектакли были поставлены на основе фольклора: старинных чеченских песен и легенд.
Первой работой в кино для актрисы стал фильм Александра Сокурова «Александра», где она исполнила одну из главных ролей. За этой работой последовали и другие приглашения на съемки в кинокартинах.
Раиса Гичаева – подлинно чеченская актриса, безраздельно отдавшая свою жизнь становлению и процветанию родного театра. Она с честью и достоинством носит звание Народной артистки Чеченской Республики и Заслуженной артистки Российской Федерации. Актриса награждена почетными грамотами Министерства культуры Российской Федерации, Союза Театральных деятелей России и др.