(9 июня 2015) Баудин Сулейманов был голосом народа и певцом его.Он был страстным пропагандистом народной мудрости, в создании и исполнении песен нашедший главную цель своей жизни и призвание свое.
Он был человеком трагической и в то же время героической судьбы. Он мог бы сказать о себе словами из своей песни «Мужчина из мужчин», посвященной славному сыну чеченского народа, легендарному пулеметчику, Герою Советского Союза Ханпаше Нурадилову:
Счастлив, кто был от природы Смел, доказывал без слов Верность мудрому народу и сыновнюю любовь. Славен будет вечно в жизни и посмертно тот герой, Кто опорой был Отчизне, За народ стоял горой.
Родился Баудин Сулейманов в 1902 году в с. Давлетгирин-Эвла (ныне — Дойкур-Эвла).
Родители его — отец Сулима и мать Батти — были хотя и бедными, но уважаемыми и хлебосольными людьми в селе. Несмотря на это, судьба не жаловала мальчика, складывалась трагически: когда ему едва исполнилось семь лет, умерла мать, вскоре, заболев оспой, он полностью ослеп. Но эти тяжелые и жестокие удары не сломили не по годам сильную волю Баудина. Помогало ему и то, что отец отдавал ему больше любви, проявлял больше заботы и внимания, чем братьям Юсупу, Дауду и сестре Таибат, помогала и поддержка односельчан.
У отца Баудина было множество друзей и знакомых в разных селах Чечни, в которые Сулим часто выезжал в поисках заработка. Поэтому в их доме часто звучали голоса гостей, которые рассказывали детям завораживающие чеченские сказки, исполняли в сопровождении дечиг-пондара илли о народных героях, борцах за справедливость и счастье простых людей. И юный Баудин зачарованно слушал их, впитывая в себя и запоминая эти удивительные сказания. И пытался петь сам, что очень радовало отца, радовало, что любовь к пению отвлекает мальчика от грустных мыслей, что он старается найти свое место в жизни.
Первым его учителем игры на дечиг-пондаре был односельчанин Асхаб, а первым, кто учил его пению, — друг отца из с. Гални Така Дубаев. Он научил юного певца исполнять песни о народных героях: Бейбулате Таймиеве, Сурхо, сыне Ади, Ахмаде Автуринском, Казалгане из Мержоя и других. Постепенно росло мастерство юного певца, расширялся круг песен и слушателей: отец начал брать его в поездки по селам в поисках хлеба насущного. В этих поездках Баудин знакомился с известными в те времена музыкантами, исполнителями. Так, ему покровительствовали и стали его наставниками-учителями чеченские народные илланчи-сказатели Эдди Уциев из Гехов, Ахмад Язиев из с. Гални, Зага из с. Беной-Юрт с их слов он запомнил и запел героические илли «Старого Дади», «Жам-мирзы Мадиева», «Шихмирзы Зайтиева», «Сестры семи братьев» и другие.
Но судьба продолжала испытывать волю и талант Баудина на прочность. Грянула Октябрьская революция 1917 года. Начались кровопролитные бои Гражданской войны. Разъяренные сопротивлением сельчан, белогвардейцы разрушили и сожгли крупнейшее в Чечне родное село Баудина Дойкур-Эвла. Защищая его, в боях погибли оба его брата — Юсуп и Дауд. Семья покинула пепелище родного очага и стала кочевать с места на место.
Но это не сломило подростка: даже в этих страшных условиях он продолжал петь, даря людям надежду, укрепляя веру в них.
В 1922 году Баудин лишился и отца, но к этому времени он уже возмужал, закалился в испытаниях, нашел прочное место и дело в жизни: стал давать концерты в избах-читальнях, различных учебных заведениях, клубах. А с 1928 года он солист только что созданного чеченского областного радиокомитета, чуть позже и Чеченского ансамбля песни и танца. Отныне его голосом и песнями могли наслаждаться слушатели во всех уголках Чечни.
Как пишет доктор филологических наук X. Туркаев в своей книге «Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей»: «С годами мастерство певца раскрывается очень ярко. Его художественный вкус становится утонченным; исполняя песни, он подходит к ним творчески. Вскоре имя Баудина Сулейманова становится известным по всей Чечне, он по праву занимает достойное место среди певцов-импровизаторов».
В тридцатые годы XX века в группе артистов национального драматического театра и радиокомитета Баудин участвовал в проведении дней культуры чеченского народа в городах Пятигорск, Ростов-на-Дону, Москва, где его песни были записаны на Всесоюзном радио и прозвучали на весь Советский Союз. И всюду его песни и исполнительское мастерство получали высочайшую оценку, потому что в нем слышали голос самобытного края, через него знакомились с мудростью трудолюбивого чеченского народа и национальными героями его. Потому, что истоком таланта Баудина и музыкального, и поэтического было устное народное творчество чеченцев, по мотивам которого он уже в тридцатые годы стал сам сочинять музыку и писать тексты для песен. В них оживали традиционные народные образы и известные герои (например, легендарный вождь чеченского народа юный Асланбек Шерипов), широко использовались устойчивые фразеологические обороты, сравнения, символы народной поэтики. Как, например, в шуточной песне «О Юнусе, храбром сердце» (перевод. А.К.):
Невезучий ты, Юнус, в судьбе Так, что даже при разделе Терека, Не достался бы ковш воды тебе, Не скажу уже — о пяди берега. Невезучий, хоть сильнее льва, Так, что па дороге гладко каменной, Там, где даже не росла трава, Быть колючкой острою пораненным.
Об этих особенностях творчества сказителя X. Туркаев так писал в книге «Путь к художественной правде»: «Стремясь художественно воплотить подвиги героев из народа, Б. Сулейманов находился в постоянных поисках новых изобразительно-выразительных средств. Певец уже не довольствуется исполнением народных песен. Он становится создателем своих собственных. Произведения народных певцов-поэтов, их образы становятся связующим звеном между фольклором и поэтическим творчеством, способствуют дальнейшему развитию художественной мысли чеченцев, формируют новую эстетическую систему».
Рождению в нем поэта способствовало и знакомство в годы работы на радио и ансамбле песни и танца с известными тогда уже всей Чечне писателями: Саидом Бадуевым, Ахмадом Ножаевым, Шамсуддином Айсхановым, Арби Мамакаевым, Магометом Мамакаевым, с прославленным уже в те времена гармонистом-виртуозом Умаром Димаевым и другими.
Еще немало испытаний приготовила жизнь этому мужественному человеку, который, казалось бы, с избытком пережил все удары судьбы: истребительная Великая Отечественная война; гибель на фронте двух племянников — сыновей Таибат, Джабраила и Якуба; полуголодное существование; изгнание с родной земли со страшным клеймом «враг народа». Но и при этих трудностях Баудин не сломался, не поддался отчаянию, а упорно делал главное дело своей жизни: сочинял и пел песни
Он пел в Казахстане для шахтеров Караганды, хлопкоробов Чимкента, животноводов Джамбула, полеводов Акмолинска, земледельцев Фрунзенской и Джелал-Абадской областей Киргизии.
В эти трудные годы и послал ему безжалостный рок новую беду. Однажды зимней ночью, возвращаясь домой пешком после одного концерта в колхозе (в Карагандинской области), Баудин заблудился в разыгравшейся в степи метели и без сил упал в снег. Утром бросившиеся на поиски односельчане нашли его едва подающим признаки жизни. Он выжил, но потерял, отморозив, все пальцы рук и ног. И это не сломило его: он оказался сильней испытания — научился играть на кехат-пондаре и про¬должал петь уже в его сопровождении.
Радостным, как и для всех чеченцев, для Баудина Сулейманова стал 1957 год — год возвращения на землю отцов. Здесь он стал трудиться с удвоенной энергией, неутомимо и вдохновенно, словно обрел вторую молодость. И опять в Чечено-Ингушском радиокомитете и в Государственной филармонии. Опять многочисленные выступления перед тружениками полей и ферм, рабочими и студентами. Его песни, записанные журналистами радио и сотрудниками Чечено-Ишушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, стали благодатным материалом для ученых при изучении устного творчества чеченцев.
«Мелодии и стихи Баудина Сулейманова вбирали в себя всю красоту и самобытность чеченской народной музыки и песен, писал о творчестве сказителя известный исследователь фольклора Сираждин Эльмурзаев в предисловии к единственной выпущенной на чеченском языке книжке поэта-песенника «Стихи и илли». — Обаяние и привлекательность его песни — в бережном сохранении чистоты звучания народных илли, в умении создать зримый и осязаемый образ героя, явления природы, человеческих чувств. Он был большим мастером одушевления образов, делая их понятными и близкими всем». Вот, как, например, в «Песне о Тамаре» (перевод. А.К.):
Лед, что Терек весь заносит, Стопит солнце — луч горяч; Рану, что кинжал наносит, Исцеляет умный врач. Лед стопить в душе любимой Сила лишь любви дана; С раной, сердцу наносимой, Справишься лишь ты одна!
Слушая самобытный голос и песни Баудина Сулейманова, казалось, что над ним не властно время. Но смерть, к сожалению, одинаково беспощадна и к простолюдину, и к таланту. Его не стало в 1961 году, и только в 1962 году был издан единственный сборник его стихов и песен. К сожалению, они не были переведены, повторюсь, на русский язык и поэтому Б. Сулейманов не представлен даже в фундаментальной «Антологии Чечено-Ингушской поэзии», изданной в Грозном в 1981 году, хотя почти все другие сказители нашли в ней свое место. В сборнике «Поэзия Чечено-Ингушетии», выпущенном в Москве в 1959 году, тоже не нашлось ему места, хотя опять-таки для других, менее значительных, сказителей оно нашлось. Да и сейчас его песни почти позабыты — не звучат ни по радио, ни на аудиокассетах. И молодые люди, одурманенные модной и шумной западной музыкой, да и те, кто постарше, вряд ли помнят удивительные песни его, знают о Баудине Сулейманове хотя бы что-нибудь. Вряд ли знают, что он был, что прожил героическую и трагическую жизнь, создал множество песенных шедевров, славящих Чечню и мудрый, трудолюбивый чеченский народ, прославляющих его национальных героев.
X. Туркаев писал: «Народ не забывает своих героев, живших и павших во имя него. О них он создает свои песни, которые живут и будут жить всегда».
Будем надеяться, что это сказано и о Баудине Сулейманове и справедливость восторжествует: о нем снова вспомнит и будет гордиться чеченский народ, которому он оставил бесценное и бессмертное наследство — песни.
http://mkchr.com